Version for visually impaired
Version for visually impaired
">
Ask a question
Ask a question
Make appointment
Make appointment
Назад
Search on site
Меню
Закрыть меню
Рус Eng
Go to Desktop site version
EXCIMER Ophtalmologic Clinics
ophtalmologic clinic
menu icon
EXCIMER Ophtalmologic Clinics Ophtalmologic clinic
Moscow St. Petersburg Novosibirsk Nizhny Novgorod Rostov-on-Don
Рус Eng Version for visually impaired
офтальмологическая клиника
menu icon
EXCIMER Ophtalmologic Clinics Ophtalmologic clinic
Moscow St. Petersburg Novosibirsk Nizhny Novgorod Rostov-on-Don

Children’s eyesight

Special features of the child’s visual system

Children’s eyesightNormal functioning of a child’s vision is an essential prerequisite not only for the visual process development but also for all the organs and systems of a child. The eye is not only an organ of sight but also a “consumer” of light energy. The stimulating effect of light helps to produce hormones of pituitary, adrenal glands, thyroid gland, sexual glands, etc. Rapid adaptation of a new-born child to the environment, its correct development and growth depend to a great extent on the correct functioning of the visual system. For this reason children develop their visual analyzer rapidly.The growth and development of the child’s eyesight is finalized by the age of 2-3 years. In the following 15-20 years there are fewer changes than in the initial period.

Particularly important for the normal functioning of the child’s visual system is the correct foundation and development of the visual organ prior to birth. There are several critical periods in the development of the fetus when the creation of some organs are particularly sensitive to various damaging factors. The results of clinical observations testify to the fact that abnormalities in the development of the eye may be caused by:

  • avitaminosis of A (blindness)
  • influence of lithium chloride (cyclopea, anophthalmos) and sodium thiocyanate (hydrophthalmos)
  • hypoxia (cataract, maldevelopment)
  • diagnostic X-ray investigation of a pregnant women (microphthalmos, cataract, blindness)
  • contagious diseases, excessive or prolonged use of medications for diabetes (aplasia of the optic nerve, blindness, cataract), etc.

However, all these changes may be due to congenital factors. By the time of birth, in the event of normal prenatal development, a child’s eye has all the membranes but significantly differs in terms of size, mass, histological structure, physiology, and functions from those of an adult.

The eye of a new-born child

The eye of a new-born child has a much shorter frontal-rear axis (about 16-18 mm) and accordingly a much greater refracting power (80.0 – 90.9 D). Towards the end of the first year of life the frontal-rear size of the eyeball grows to 19.2 mm, by the 3rd year – to 20.5 mm, by 7 years – to 21.1 mm, by 10 years - 22 mm, by 15 years it is about 23 mm and reaches 24 mm by the age of 20-25. But the size and shape of the eyeball depend on the type and value of the refraction pattern (refraction disorder – myopia, hypermetropy, normal refraction – emmetropia). The size of a child’s eyeball is very important in evaluating the type and stage of ocular pathology (congenital glaucoma, myopia, etc.)

The eye of a new-born child has a much shorter frontal-rear axis (about 16-18 mm) and accordingly a much greater refracting power (80.0 – 90.9 D). Towards the end of the first year of life the frontal-rear size of the eyeball grows to 19.2 mm, by the 3rd year – to 20.5 mm, by 7 years – to 21.1 mm, by 10 years - 22 mm, by 15 years it is about 23 mm and reaches 24 mm by the age of 20-25. But the size and shape of the eyeball depend on the type and value of the refraction pattern (refraction disorder – myopia, hypermetropy, normal refraction – emmetropia). The size of a child’s eyeball is very important in evaluating the type and stage of ocular pathology (congenital glaucoma, myopia, etc.)

The eye of a new-born child

As a rule, new-born babies and infants display a hypermetropic refraction – farsightedness. According to medical studies, hypermetropia has been found in 92.8% of children under 3 years while 3.7 and 2% of children of the same age have shown normal refraction and myopia (shortsightedness) accordingly. The grade of hypermetropia ranges from 2.0 to 4.0 D. With the growing eye, its refracting power shifts towards normal value. The first three years of a child’s life are associated with intense growth of eyes as well as flattening of cornea and the crystalline lens in particular.

The cornea

is a basic refracting structure of the eye. The width (or horizontal diameter) of the cornea in a new-born child is on the average 8-9 mm. By the end of the first year, it is 10 mm, at the age of 11–11.5 mm which almost corresponds to the diameter of the cornea of an adult. The growth of the cornea comes as a result of the expansion and thinning of the tissue. The thickness of the central section of the cornea is reduced from 1.5 to 0.6 mm on the average, while in the peripheral section – from 2 to 1 mm. The radius of the corneal front curvature in a new-born child is 7 mm on the average. With time, the curvature flattens out and by the age of 7 it is 7.5 mm on the average becoming same as in adults (the curvature of the cornea may vary from 6.2 to 8.2 mm depending on the type and power of refraction of the eye). The refracting power of the cornea changes with age in inverse ratio to the curvature radius: for children under one year it is 46.0–48.0 D on the average; by the age of 7 it is about 42.0–44.0 D (the same to an adult eyes). The refracting power of the cornea in the vertical meridian is almost always by 0.5 D greater than in the horizontal meridian which accounts for what is called “physiological” astigmatism.

In the first months of the child’s life, the cornea is not very sensitive due to the continuing functional development of the cranial nerves. During this period, it is especially dangerous to have a foreign body penetrating the conjuctival sac and remaining there without causing irritation, pain, and other discomfort to the child. This can seriously damage the cornea (keratitis) to the extent of its total destruction. With further development of the child, the sensitivity of the cornea increases and almost reaches that of an adult in a 12-month-old child.

The iris

The iris is the frontal part of the choroid of the eye. It forms a vertical diaphragm with an aperture in the center – the pupil, which governs the inflow of light into the eye depending on the external conditions. The iris may be coloured from blue to black and it depends on the content of melanin pigment – the more pigment there is in the iris, the darker it is. With low pigment content or its absence, the iris is bluish or light grey. Children have a low pigment in their iris and for this reason new-born babies and children under one have a bluish-grey iris. The colour of the iris gets its final colour by the age of 10–12. Infants have poorly developed muscular fibrils responsible for pupil expansion, and for this reason, their pupil is narrow (2–2.5 mm). During the period from 1 to 3 years, it grows further to 3–3.5 mm, i.e. the size of the adult’s pupil.

The retina

— is the major component of the optic analyzer, being its peripheral element. The sophisticated structure of the retina allows to perceive light, to process and transform the light energy into nerve impulses which are then transported through the chain of neurons into the visual centers of the cerebral cortex which perceives and processes the visual information. The retina is an internal membrane of the eyeball and lines the fundus of the eye. The most important region of the retina is the so-called yellow spot (macula lutea) with its central zone (fovea centralis) of 0.075 mm. This zone ensures maximum perception of visual images.

In a new-born child, the retina comprises ten layers:

  • pigment epithelium;
  • columnar layer;
  • external limiting memrane;
  • outer nuclear layer;
  • outer plexiform (reticular) layer;
  • inner nuclear layer;
  • inner plexiform layer;
  • ganglion and multipolar cell laye
  • nerve fiber layer;
  • inner limiting membrane.

The first four layers belong to the light-sensitive apparatus of the retina, whereas the others constitute the cerebral section. After the first six months of the child’s development, the eyes expand with thinning of the external and internal layers of the retina. This leads to considerable changes in the macular and particularly foveal (central) regions: here remain only the 1st, 2nd, 3rd, and 10th layers ensuring a high refraction power of the zone.

Anterior chamber of the eye

The anterior chamber of the eye is limited by the cornea’s innermost surface at its frontal region; along the peripheral zone (in the corner) it borders on the iris root, ciliary body; in the rear it borders on the frontal surface of the iris, while in the zone of the pupil it borders on the frontal capsule of the crystalline lens. By the time of birth, the child has a developed anterior chamber of the eye, but it differs considerably from that of an adult eye in terms of shape and size. This is explained by the existence of a short frontal-rear axis of the eye, specific shape of the iris, and spherical shape of the front surface of the crystalline lens. It is important to know that the back surface of the iris is in close contact with the interpupillary area of the anterior capsule of the crystalline lens.

The depth of the anterior chamber of a new-born infant in the center (from the cornea to the front surface of the crystalline lens) is up to 2 mm with an acute and narrow angle of the chamber. By the end of the first year of the child, the chamber grows to 2.5 mm; and by the age of 3, it is almost identical to an adult eye, i.e. about 3.5 mm. with a much more open angle of the chamber. In the prenatal period, the angle of the frontal chamber is covered by a mesoderm tissue which is dissipated by the moment of birth. Retarded inverse development of the mesoderm may lead to high intraocular pressure even during the prenatal period and the development of hydrophthalmos.

About 5 % of children are born with a blocked opening of the lacrimal-nasal channel. However, under the impact of the lacrimal fluid, the tissue (“blockage”) is almost always dissipated during the first few days to launch normal lacrimal outflow. Otherwise, the stoppage of lacrimal outflow takes place leading to stagnation and dacryocystitis of new-borns.

The orbit

The orbit is a protective bony socket, a cavity for the eye and its main appendages. A specific feature of a new-born child’s orbit is that its horizontal dimensions are greater than the vertical ones; orbital depth is small and in terms of shape looks like a three-sided pyramid with axis converging forward; sometimes it makes an impression of convergent strabismus. Only the upper section of the orbit is well developed. In the process of growth, the orbit deepens mainly through the increasing size of the greater wings of the main bone and the development of the frontal and maxillary sinuses. The orbit deepens and develops the shape of a four-sided pyramid. The axis direction is aligned, thus increasing interpupillary distance. By the age of 8-10, the shape and size of the orbit is almost the same as in adult eyes.

Following birth, the visual analyzer of the child goes through several stages of development, including the five main stages:

  • formation of the yellow spot zone and the central zone of the retina during the first six months of life; out of the ten layers of the retina, there remain only four – these are the optic cells, their nuclei, and structureless limiting membranes;
  • development of the functional mobility of the optic channels and their formation during the first six months of life;
  • enhancement of the optic cellular elements of the cortex and cortical optic centers during the first two years of life;
  • formation and consolidation of links between the optic analyzer with other analyzers in the course of the first few years of life;
  • morphological and functional development of the cranial nerves during the first 2-4 years of life.

Read more:

Rate this article
Rating 1 Rating 1
Rating 2 Rating 2
Rating 3 Rating 3
Rating 4 Rating 4
Rating 5 Rating 5
Saving your rating...
Thanks for rating
Share

Join us:

EXCIMER Ophthalmotologic Clinic
Отправка заявки... Отправка заявки...
Thank you for your post!
Appointment for an adult or Appointment for a child
Make an appointment
Full name Full name of the child Full name
Date of Birth Date of birth of the child
Parents full name
Phone
You appoint to city City
Time convenient to you
Who appoints
Adult
Child
Comment
Desired date
Desired time
Make appointment
Error! Required fields missing: Required field missing:

Москва Санкт-Петербург Новосибирск Нижний Новгород Ростов-на-Дону Новости | Карта сайта | ОМС
Рус Eng
офтальмологическая клиника

Актуальные вопросы

У моего ребенка (мальчик 9 лет) стало резко ухудшаться зрение, что Вы порекомендуете из лекарств? Мы были у специалиста, нам посоветовали больше давать отдых глазам и всё... Может быть, существуют более действенные методы на начальных стадиях ухудшения зрения?
Читать ответ
Скажите, пожалуйста, как специалисты вашей клиники относятся к применению у детей младшего школьного возраста различных витаминов для глаз в качестве профилактического средства для снижения зрительного напряжения, профилактики близорукости и т.п. Насколько это эффективно и оправдано?
Читать ответ
Почему нельзя ребенку подбирать очки во взрослой оптике?
Читать ответ

акции и скидки

Москва | Другие города
пн-вс 9:00-20:00

Детская офтальмология

Зрение у детей.
Амблиопия, близорукость,
     астигматизм, косоглазие.
Проверка зрения у детей.
Профилактика и лечение
     детских глазных заболеваний.

Зрение у детей

Особенности зрительной системы у детей

зрение у детейНормальное функционирование зрительной системы ребенка — необходимое условие не только для обеспечения самого зрительного процесса, но и для развития всех органов и систем организма, т.к. глаз — это не только орган зрения, но и "потребитель" световой энергии. Благодаря стимулирующему действию света в организме железами внутренней секреции вырабатываются гормоны гипофиза, надпочечников, щитовидной железы, половых желез и др. Более быстрая адаптация организма новорожденного к внешним условиям, его правильное развитие и рост в большой степени зависят от правильного функционирования зрительной системы. Именно поэтому зрительный анализатор у детей формируется достаточно быстро. Рост и развитие глаза у ребенка в основном завершаются к 2–3 годам, а в последующие 15–20 лет происходит меньше изменений, чем за первые годы.

Особенно важным для дальнейшего нормального функционирования зрительной системы ребенка является правильная закладка и развитие органа зрения еще до рождения. Существуют особые критические периоды развития, когда закладка того или иного органа становится особенно чувствительной к различным повреждающим факторам. Результаты клинических наблюдений свидетельствуют о том, что нарушения в развитии глаза могут вызываться:

  • авитаминозом А (слепота)
  • влиянием хлорида лития (циклопия, анофтальм) и роданида натрия (гидрофтальм)
  • гипоксией (катаракта, недоразвитие)
  • диагностической рентгенографией беременных (микрофтальм, катаракта, слепота)
  • инфекционными болезнями, избыточным или длительным введением препаратов при сахарном диабете (аплазия зрительного нерва, слепота, катаракта) и т. д.

Однако изменения могут быть обусловлены и влиянием врожденно-наследственных факторов. К моменту рождения глаз ребенка, в случае нормального дородового развития, имеет все оболочки, однако существенно отличается по размерам, массе, гистологической структуре, физиологии и функциям от глаза взрослого.

Глаз новорожденного

Глаз новорожденного имеет значительно более короткую, чем у взрослого, переднезаднюю ось (ок. 16–18 мм) и, соответственно, более высокую (80,0–90,9D) преломляющую силу. К году, переднезадний размер глазного яблока ребенка увеличивается до 19,2 мм., к 3-м годам — до 20,5 мм., к 7-ми — до 21,1 мм., к 10-ти — до 22 мм., к 15-ти годам составляет около 23 мм. и к 20–25-ти — примерно 24 мм. Однако, величина и форма глазного яблока зависят от вида и величины того или иного вида рефракции (нарушения рефракции — миопия, гиперметропия, нормальная рефракция — эмметропия). Размеры глазного яблока ребенка имеют большое значение при оценке вида и стадии глазной патологии (врожденная глаукома, близорукость и др.).

строение глаза

Как правило, у детей при рождении и в младшем возрасте глаз имеет гиперметропическую рефракцию — дальнозоркость (по данным исследований она выявлена в 92,8% всех исследованных глаз в возрасте до 3 лет, нормальная рефракция и близорукость в этом возрасте — соответственно 3,7 и 2%). Степень дальнозоркости составляет в среднем 2,0–4,0D. По мере роста глаза рефракция глаза смещается в сторону нормальной. В первые 3 года жизни ребенка происходит интенсивный рост глаза, а также уплощение роговицы и особенно хрусталика.

Роговица

— это основная преломляющая структура глаза. Ширина (или горизонтальный диаметр) роговицы у новорожденных в среднем 8–9 мм., к году — 10 мм., к 11 годам — 11,5 мм., что почти соответствует диаметру роговицы у взрослых. Рост роговицы, увеличение ее размеров происходит за счет растягивания и истончения ткани. Толщина центральной части роговицы уменьшается в среднем с 1,5 до 0,6 мм, а по периферии — с 2,0 до 1,0 мм. Радиус кривизны передней поверхности роговицы новорожденного равен в среднем 7,0 мм, с возрастом происходит некоторое ее уплощение и к 7 годам кривизна составляет в среднем 7,5 мм, как и у взрослых (кривизна роговицы может варьироваться от 6,2 до 8,2 мм, в зависимости от вида и величины рефракции глаза). Преломляющая сила роговицы изменяется в зависимости от возраста обратно пропорционально радиусу кривизны: у детей первого года жизни она составляет в среднем 46–48 D, а к 7 годам, как и у взрослых, — около 42–44 D. Сила преломления роговицы в вертикальном меридиане почти всегда примерно на 0,5 D больше, чем в горизонтальном, что и обуславливает, так называемый, "физиологический" астигматизм.

В первые месяцы жизни ребенка роговица малочувствительна вследствие еще не закончившегося функционального развития черепных нервов. В этот период особенно опасно попадание в конъюнктивальный мешок инородных тел, которые не вызывают раздражения глаз, боли и беспокойства ребенка и, следовательно, могут привести к тяжелым повреждениям роговицы (кератиту) вплоть до ее разрушения. В дальнейшем чувствительность роговицы повышается и у годовалого ребенка она почти такая же, как и у взрослого. См. строение роговицы глаза.

Радужная оболочка

детский глазРадужная оболочка — передняя часть сосудистой оболочки глаза, образует вертикально стоящую диафрагму с отверстием в центре — зрачком, регулирующим поступление света внутрь глаза в зависимости от внешних условий. Радужная оболочка может иметь различную окраску — от голубой до черной. Цвет ее зависит от количества содержащегося в ней пигмента меланина: чем больше пигмента, тем темнее радужная оболочка; при отсутствии или малом количестве пигмента эта оболочка имеет голубой или светло-серый цвет. У детей в радужной оболочке мало пигмента, поэтому у новорожденных и детей первого года жизни она голубовато-сероватая. Окончательно цвет радужки формируется к 10–12 годам. У детей грудного возраста плохо развиты мышечные волокна, расширяющие зрачок и поэтому зрачок узкий (2–2,5 мм). К 1–3-ем годам зрачок приобретает размеры, характерные для взрослых (3–3,5 мм).

Хрусталик

— вторая важнейшая оптическая система, на долю которой приходится около одной трети преломляющей силы глаза (до 20,0 D). Хрусталик обладает свойством изменять кривизну своей передней поверхности и приспосабливать глаз к ясному видению предметов, расположенных на различном расстоянии (функция аккомодации). Форма и величина хрусталика существенно меняется с возрастом. У новорожденных форма хрусталика приближается к шаровидной, его толщина составляет примерно 4 мм, диаметр — 6 мм, кривизна передней поверхности — 5,5 мм. В зрелом и пожилом возрасте толщина хрусталика достигает 4,6 мм, а диаметр — 10 мм, при этом радиус кривизны передней поверхности увеличивается до 10 мм, а задней — до 9 мм. Соответственно меняется и преломляющая сила хрусталика: если у детей она составляет порядка 43,0 D, то у взрослых — 20,0 D.

Сетчатка

— важнейшая составляющая зрительного анализатора, являющаяся его периферическим звеном. Сложнейшая структура позволяет сетчатке первой воспринимать свет, обрабатывать и трансформировать световую энергию в нервный импульс, который далее по цепочке нейронов передается в зрительные центры коры головного мозга, где и происходит восприятие и переработка зрительной информации. Сетчатка является внутренней оболочкой глазного яблока, выстилающей глазное дно. Самым важным местом сетчатки является так называемое желтое пятно (macula) с центральной (0,075 мм) областью (fovea centralis). Эта область наилучшего восприятия зрительных ощущений.

У новорожденного сетчатка состоит из 10 слоев:

  • пигментного эпителия;
  • слоя палочек и колбочек;
  • наружной пограничной мембраны;
  • наружного ядерного слоя;
  • наружного плексиформного (сетчатого) слоя;
  • внутреннего ядерного слоя;
  • внутреннего плексиформного слоя;
  • слоя ганглиозных и мультиполярных клеток;
  • слоя нервных волокон;
  • внутренней пограничной мембраны.

Первые четыре слоя относятся к светочувствительному аппарату сетчатки, а остальные составляют мозговой отдел. После первого полугодия и по мере роста глаза растягиваются и истончаются не только наружные, но и внутренние слои сетчатки. В связи с этим значительные изменения претерпевает сетчатка в макулярной и особенно фовеолярной (центральной) области: здесь остаются лишь 1; 2; 3-й и 10-й слои, что и обеспечивает в будущем высокую разрешающую зрительную способность этой зоны. См. строение сетчатки.

Передняя камера глаза

Передняя камера глаза ограничена спереди задней поверхностью роговицы, по периферии (в углу) — корнем радужки, ресничным телом, сзади — передней поверхностью радужки, а в зрачковой области — передней капсулой хрусталика. К моменту рождения ребенка передняя камера глаза уже сформирована, однако по форме и размерам она значительно отличается от камеры у взрослых. Это объясняется наличием короткой переднезадней оси глаза, своеобразием формы радужной оболочки и шаровидной формой передней поверхности хрусталика. Важно знать, что задняя поверхность радужной оболочки тесно контактирует с межзрачковой областью передней капсулы хрусталика.

У новорожденного глубина передней камеры в центре (от роговицы до передней поверхности хрусталика) достигает 2 мм, а угол камеры острый и узкий, к году камера увеличивается до 2,5 мм, а к 3 годам она почти такая же, как у взрослых, т. е. около 3,5 мм; угол камеры становится более открытым. Во внутриутробном периоде развития угол передней камеры закрыт мезодермальной тканью, однако к моменту рождения эта ткань в значительной мере рассасывается. Задержка в обратном развитии мезодермы может привести к повышению внутриглазного давления еще до рождения ребенка и развитию гидрофтальма (водянка глаза).

Около 5% детей рождаются с закрытым отверстием слезно-носового канала, но под влиянием слезной жидкости ткань («пробка») в первые дни почти всегда рассасывается, и начинается нормальное отведение слезы. В противном случае, прекращается отток слезы, образуется ее застой и возникает дакриоцистит новорожденных.

Глазница

Глазница является защитным костным остовом, вместилищем глаза и основных его придатков. Характерные особенности глазницы новорожденного состоят в том, что ее горизонтальный размер больше вертикального, глубина глазницы невелика и по форме она напоминает трехгранную пирамиду, ось которой сходится вперед, что иногда может создавать видимость сходящегося косоглазия. Хорошо развита только верхняя стенка глазницы. В процессе роста, в основном за счет увеличения больших крыльев основной кости, развития лобной и верхнечелюстной пазух, глазница становится глубже и приобретает вид четырехгранной пирамиды, направление оси выравнивается, в связи с чем, увеличивается межзрачковое расстояние. К 8-10 годам форма и размеры глазницы почти такие же, как у взрослых.

После рождения ребенка зрительный анализатор проходит определенные этапы развития, среди которых основные пять:

  • формирование области желтого пятна и центральной области сетчатки в течение первого полугодия жизни; из 10 слоев сетчатки остаются в основном четыре — это зрительные клетки, их ядра и бесструктурные пограничные мембраны;
  • увеличение функциональной мобильности зрительных путей и формирование их в течение первого полугодия жизни;
  • совершенствование зрительных клеточных элементов коры и корковых зрительных центров в течение первых 2 лет жизни;
  • формирование и укрепление связей зрительного анализатора с другими анализаторами в течение первых лет жизни;
  • морфологическое и функциональное развитие черепных нервов в первые (2-4) месяцы жизни.

Смотрите также:

Зрение у детей
Оцените статью
Оценка 1 Оценка 1
Оценка 2 Оценка 2
Оценка 3 Оценка 3
Оценка 4 Оценка 4
Оценка 5 Оценка 5
Запись оценки...
Спасибо за оценку
Подготовка зрения ребенка к школе
Когда нужна срочная помощь?
Фитотерапия
Витамины для глаз
Дети и компьютер
Лекарственные препараты, воздействующие на зрение
Как выбрать клинику?
Рацион питания для здоровья Ваших глаз
Внимание, курение влияет на зрение!
Чем угрожает работа в офисе?
Зрение и беременность
Плохая осанка – плохое зрение?
Гимнастика для глаз
Как правильно подобрать освещение стола?
Как вернуть деньги за операцию
Зрение и компьютер
Строение и функции глаза
Домашняя аптечка
Почитать по теме
Поделиться

Отзывы

21 апреля 2017
Овчинникова Н. М., Нижний Новгород
Благодарю коллектив клиники «Эксимер» за внимательное и ответственное отношение к приходящим пациентам. Знакомство начинается с...
11 апреля 2017
Русакова Людмила Васильевна, Нижний Новгород
Выражаю огромную благодарность и уважение вашему сотруднику Марине Гурбуновой за грамотное и вежливое отношение к клиентам, в...
6 апреля 2017
Вера Николаевна, Москва
Была сегодня в клинике с дочкой. Её смотрела Землянухина Юлия Александровна. Быстро нашла контакт с ребенком. Уделила нам много времени...

Опросы

Доверяете ли Вы медицинским интернет-консультациям?
Спасибо за участие в опросе!
Ваше мнение очень важно для нас.
Всего проголосовавших: 3568 чел.
Доверяете ли Вы медицинским интернет-консультациям?
Нет, не доверяю. Предпочитаю очный визит к врачу
51% (1836 чел.)
Ищу информацию в интернете и сам себе ставлю диагноз
9% (309 чел.)
Пишу на всех форумах, люди подскажут
3% (95 чел.)
Консультируюсь всегда у врача on-line, зачем тратиться на прием
3% (106 чел.)
Сначала спрашиваю через интернет, а потом выбираю врача и иду на очную консультацию
34% (1222 чел.)