Рус
ул. Марксистская, д. 3, стр. 1 пом. 1/3

Конъюнктивит

КонъюктивитКонъюнктивиты – воспаления наружной слизистой оболочки глаза (конъюнктивы) – являются самой распространённой причиной обращения к офтальмологу. По разным данным они составляют от 20% до 30% среди всех глазных патологий.

Частота этих заболеваний зависит от сезона и климато-географической зоны. Конъюнктивиты возникают у детей разных возрастов и причины их разнообразны. Чаще других возникают конъюнктивиты бактериального, вирусного и аллергического происхождений. И если ранее преобладали бактериальные конъюнктивиты (преимущественно стафилококковой природы), то сейчас имеется тенденция к росту вирусных и аллергических.

Несмотря на многообразие причин, клиническая картина конъюнктивитов характеризуется рядом общих признаков: покраснением и отеком конъюнктивы, наличием отделяемого. Часто эти явления сопровождаются жжением, болью, зудом в глазах, чувством инородного тела («песка»), светобоязнью, слезотечением и спазмом век.

Причины возникновения конъюктивита

Причину заболевания выявляют по результатам лабораторных анализов, но это требует значительного времени, а лечение надо назначать как можно раньше. Поэтому часто лечение начинают с лекарственных препаратов, имеющих широкий спектр действия или с учетом возможного возбудителя (например, хламидии после посещения бассейна, сауны или вируса во время вспышек ОРВИ в детских коллективах).

После стихания клинических признаков целесообразно сделать повторные лабораторные исследования, т. к. возможен переход процесса в хроническую форму или носительство патогенных микробов.

Вирусные конъюнктивиты

Более половины больных с воспалительной патологией глаз имеют доказанный или предполагаемый вирусный характер заболевания. Удельный вес вирусных поражений среди воспалительной патологии глаз ежегодно увеличивается. Вирусные конъюнктивиты часто сопровождаются общей реакцией организма, протекают длительно, могут осложниться воспалением роговицы.

Основные симптомы: слезотечение, непостоянный зуд. Различают герпетические и аденовирусные конъюнктивиты.

• Для герпетического конъюнктивита характерна односторонность процесса, острое начало и длительное, часто осложненное течение.
  • Аденовирусные конъюнктивиты сопровождаются повышением температуры тела, увеличением лимфоузлов, воспалением носоглотки

Бактериальные конъюнктивиты

Основными внешними проявлениями конъюнктивитов являются светобоязнь, слезотечение, чувство инородного тела в глазах, боль, слизисто-гнойное отделяемое. Нередко местные проявления заболевания сопровождаются общими проявлениями типа катара верхних дыхательных путей с повышением температуры тела, головной болью и др.

Разнообразие симптоматики зависит от возбудителя и от состояния здоровья ребенка, однако первый симптом – вязкие, непрозрачные серые или желтоватые выделения из глаз, из-за которых веки слипаются, особенно после сна.

По виду возбудителей выделяют следующие формы бактериальных конъюнктивитов:

• пневмококковый;
  • стрептококковый;
  • стафилококковый;
  • дифтерийный;
  • острый эпидемический (Коха-Уикса);
  • гонобленорея и др.

Бактериальные конъюнктивиты быстро передаются в детских коллективах.

Аллергические конъюнктивиты

Роль и значение аллергии в глазной патологии с каждым годом возрастает в связи с тем, что по обобщенным мировым данным, более 30% населения страдает различными аллергическими заболеваниями.

Аллергические конъюнктивиты длятся более месяца, часто носят двусторонний характер. Основные симптомы: сильный зуд, боль в глазах, отек век. При обострении преобладают жалобы на зуд в глазах, в период «затишья» неопределенные жалобы на ощущение инородного тела, чувство дискомфорта.

В зависимости от причин различают несколько форм аллергических конъюнктивитов:

• алиментарный (пищевой);
  • сезонный;
  • гельминтозный (паразитарный);
  • инфекционно-аллергический;
  • весенний катар.

При конъюнктивите не следуете тереть глаза руками, важно соблюдать правила личной гигиены, тщательно мыть руки и пользоваться индивидуальным полотенцем, чтобы не заразить других членов семьи.

Лечение конъюнктивита

Лечение конъюнктивитаЛечение конъюнктивита, в основном, местное: капли или специальные препараты. К общему лечению прибегают редко, обыкновенно в случаях вовлечения в процесс роговицы, у ослабленных детей, но тоже отнюдь не всегда. От антибиотиков чаще всего воздерживаются вследствие привыкания к ним возбудителя, поражения кожи, возникновения аллергии. Общее лечение направлено на борьбу с сопутствующим, общим же, заболеванием.

При вирусном конъюнктивите общее лечение если и назначается, то в виде противовирусных средств.

Многие ошибочно полагают, что конъюнктивит – это заболевание, которое пройдет само по себе. Да, такое бывает, особенно при бактериальном или вирусном конъюнктивите. Когда у ребенка проходит грипп или ОРВИ, он выздоравливает и вместе с другими инфекциями пропадает и конъюнктивит. Но не стоит рисковать и лечить конъюнктивит у вашего ребенка самостоятельно. Обязательно обратитесь в специализированную клинику, где врачи смогут назначить правильный курс лечения в зависимости от происхождения и сопутствующих факторов заболевания у вашего ребенка.

Наиболее эффективной считается медикаментозная и комплексная местная терапия, также назначаются иммуноукрепляющие препараты, поливитамины, промывания глаз. Помимо этого необходимым условием для выздоровления является соблюдение личной гигиены.

Лечение аллергических конъюнктивитов длительное, требует назначения лекарственных препаратов как местного, так и общего действий. Выделяют специфическую терапию аллергических конъюнктивитов, которая включает в себя прекращение контакта с предполагаемым аллергеном и повышение устойчивости к нему. Недостаток этой терапии в ее длительности (месяцы). Неспецифическая терапия осуществляется тогда, когда аллерген не найден. Она проводится курсами, эффект становится заметен через 2 недели после начала лечения. Часто требуются дополнительные методы диагностики и консультация аллерголога.

Большая распространенность конъюнктивитов, высокая контагиозность требуют своевременного их распознавания, правильно назначенного лечения и принятия мер по предотвращению их распространения.

Сразу после выявления признаков конъюнктивита на одном глазу у ребенка родители должны принять меры к тому, чтобы процесс не перешел на другой глаз, и чтобы не заболели остальные члены семьи. Родители не должны отправлять заболевших детей в детский коллектив и своевременно обратиться к офтальмологу.

Вам была полезна страница?
3.9/5 (114 оценок)