Дакриоцистит

дакриоцистит

Дакриоцистит — это воспаление слезного мешка глаза, обычно хроническое. Дакриоцистит вызывается сужением или закупоркой слезно-носового канала вследствие воспалительных процессов в полости носа, его околоносных пазухах, в костях, окружающих слезный мешок. Закупорка способствует задержке оттока слезной жидкости и развитию патогенных микробов и приводит к воспалению слизистой оболочки слезного мешка.

Причины появления дакриоцистита

• Врожденная непроходимость слезных путей.
  • Травма.
  • Инфекционные заболевания глаза или его последствия.

Проявления дакриоцистита — это слезотечения, гнойные отделения из пораженного глаза, припухание слезного мешка (при надавливании на него из слезных точек выделяется слизистая или гнойная жидкость). При распространении воспалительного процесса за пределы слезного мешка может развиться флегмона с резким отеком и болезненностью во внутреннем углу глаза.

Дакриоцистит новорожденных

Врачи-офтальмологи выделяют в отдельную форму дакриоцистит у новорожденных. Дакриоцистит, встречающийся у новорожденных — врожденное заболевание. В период внутриутробного развития просвет слезно-носового канала заполнен слизисто-желатинозной массой, а выход прикрыт мембраной. К моменту рождения у большей части детей перепонка подвергается обратному развитию или разрывается после первого вдоха новорожденного.

По статистике, у 1–7% детей пленка сохраняется, причем у 5–10% из них — с обеих сторон, и канал остается закрытым. Чаще всего дакриоцистит у новорожденных выражается в появлении скудного гнойного отделяемого в конъюнктивальном мешке. К 2–3 месяцам жизни обнаруживаются слезостояние и слезотечение. Если процесс обострится, то может в первый месяц жизни и позже возникнуть флегмона слезного мешка.

Флегмона слезного мешка характеризуется резким отеком в области слезного мешка у внутреннего края нижнего века, сопровождается высокой температурой, лейкоцитозом, повышенной СОЭ. Флегмона может вскрыться наружу, но может привести и к распространению гнойного процесса в глазницу и далее в полость черепа. Флегмона слезного мешка может оказаться опасной для жизни ребенка.

Дакриоцистит — опасность для жизни ребенка! Опасность дакриоцистита заключается еще и в том, что постоянный резервуар гноя, каковым в таких случаях служит слезный мешок, представляет собой постоянную угрозу для роговицы глаза, в которой при дакриоциститах могут возникнуть гнойные язвы с тяжелыми исходами.

Лечение дакриоцистита

Часто дакриоцистит можно перепутать с конъюнктивитом, поэтому лечить ребенка самостоятельно ни в коем случае не стоит. Как только вы заметили вышеперечисленные симптомы, немедленно обратитесь к офтальмологу. Очень важно, чтобы был поставлен точный диагноз и назначен необходимый курс лечения.

Лечение дакриоцистита необходимо начинать сразу же после точно установленного диагноза. В большинстве случаев назначается антибактериальная и медикаментозная терапия, промывание слезных путей и толчкообразный массаж слезного мешка сверху вниз, позволяющий прорвать соединительнотканную преграду слезноносового протока. Если через 7–10 дней выздоровление ребенка не наступило, врач направляет на процедуру зондирования слезно-носового протока. При отсутствии положительного эффекта через какое-то время зондирование проводится повторно.

Безусловно, успех любого лечения зависит от своевременной диагностики заболевания. Чем раньше обнаружен дакриоцистит, тем легче с ним справиться с помощью промывания и реже приходится прибегать к зондированию.